Виктор Лукьянов
персональный сайт художника
Публикации

«Парижские каникулы»

Году Франции в России и России во Франции посвящается 

Дипломатическая академия МИД России

Выступления на открытии персональной выставки живописи Виктора Лукьянова «Парижские каникулы»  (08.06.2010 – 02.08.2010)

 

9 июня 2010 года. Дипломатическая академия МИД РФ. Фокин Ю.Е.

9 июня 2010 года. Дипломатическая академия МИД РФ. Фокин Ю.Е.

 

 

 

 

ФОКИН Юрий Евгеньевич

 Советник ректора Дипломатической Академии МИД РФ, Чрезвычайный и Полномочный посол, профессор

 

         Уважаемый Виктор Евгеньевич и Людмила Александровна!

Хотел бы Вас приветствовать в Дипломатической академии, на этом одном из лучших мероприятий, которые мы проводили многие годы в Дипломатической академии. Поскольку многие из вас впервые здесь, в Академии, могу информировать, что примерно за 15 лет, которые мы проводим выставки в этих помещениях, состоялось порядка 120 выставок, т.е. где-то 9-10 выставок в год. И мы в этом видим большой резон, выступая как Академия в двух ипостасиях.  Во-первых, разумеется, мы остаемся образовательным учреждением, которое занимается подготовкой и переподготовкой дипломатических и других кадров, которые имеют в виду либо сейчас, либо позднее, обратиться к международной деятельности. В порядке иллюстрации, должен вам сказать, что дважды в год мы проводим «Высшие дипломатические курсы», через которые каждый раз проходят 30-35 вновь назначенных послов, постоянных представителей при международных организациях, советников-посланников, генеральных консулов, то есть высший командный состав нашей дипломатической службы. Все эти люди завтра могут уже быть на своих постах за рубежом, и те из вас, кому потребуется помощь по линии дипломатической службы, можете встретиться с ними уже на той территории, которая для них определена. Мы исходим из того, что,  как образовательное учреждение,   мы должны не просто преподносить тот объем знаний в области истории международных отношений, истории дипломатии, мировой экономики, международного права, философии, политологии и т.д., но и выпускать из Академии просвещенных людей, которые, в частности, понимают прекрасное, понимают искусство и могут судить на эту важную тему, когда будут общаться и за рубежом и в работе здесь.    da6-0511    

Должен отметить, что проведение выставок таких замечательных художников, как Виктор Евгеньевич Лукьянов – один из элементов этой нашей работы. Мы очень рады, что художники с удовольствием идут к нам в Академию не только потому, что мы стали в известной мере этаким культурным центром в центре Москвы, но и потому, что мы делаем упор не только на московских художников. У нас очень сильно присутствуют художники из регионов. Мы только что провели отличную выставку саратовских художников, причем наши саратовские друзья привезли 51 картину 51-го художника. Так что саратовская земля в этом плане была представлена очень полно. И кроме этого, конечно же, мы весьма заинтересованы в том, и нам это удается, чтобы в наших выставках участвовала молодежь, молодые художники, чтобы они имели возможность получить бесплатно эту выставочную территорию. Эта наша линия воспринимается с пониманием и благодарностью, тем более  что мы вовлекаем в эту деятельность руководителей регионов, которые тоже видят, что из себя представляет культурная общественность их собственных регионов. Это философия, которой мы следуем в работе.

            Хотел бы передать вам приветствие от ректора Александра Николаевича  Панова, который сейчас находится  на переговорах.

 

da3-0511

 

 

  

 

   ДОЛГОВ Константин Михайлович

Доктор философских наук,

профессор Дипломатической академии МИД России,

 заслуженный деятель науки РФ

 

            Я занимаюсь культурой, литературой и искусством более полувека. В 60-е годы преподавал в Суриковском художественном институте, в  Московской консерватории, в ГИТИСе, т.е. во всех наших основных институтах и академиях, занимающихся искусством театральным, музыкальным,  изобразительным. Я Вам хочу сказать, что такая выставка, как сегодняшняя выставка Виктора Лукьянова – это большое событие. Я внимательно, несколько раз смотрел все выставленные здесь картины и, действительно, некоторыми картинами был просто поражен, насколько это глубинное проникновение в природу и в человека.

Вот выставлена картина «Путник». Об этой картине можно написать роман или философский трактат – настолько она интересна и содержательна. Это философское произведение, потому, что все живущие люди на этой земле – это все путники, это люди, которые появляются и которые потом исчезают. Другой вопрос, какой путь проходит каждый из этих путников? Что он на этой земле делает? Каково его призвание? И что он успевает осуществить?

В свое время я беседовал с разными выдающимися нашими писателями, художниками, композиторами и могу Вам сказать, что к концу жизни, когда у нас состоялись встречи и беседы, то буквально чуть ли не каждый из них почти повторял слово в слово: «Я не написал самого главного своего произведения».  Константин Симонов, 6-ти кратный лауреат Сталинских премий, с глубокой печалью сказал мне однажды: «мне мало осталось жить, я скоро уйду из этой жизни, но я не написал самого главного».  И он ушел через месяц-полтора. Такая же беседа была с Юрием Трифоновым при жизни, и он тоже сожалел, что не написал главного своего произведения. Исключительная, интересная беседа была с Леонидом Леоновым, ему тогда было уже за 90.  Я его спросил: «Как Вам удалось дожить до такого возраста, написать столько удивительно интересных романов, повестей, рассказов, драм? Ведь Вы жили в очень трудное время, никогда не кривили душой и выжили? Как Вам это удалось?». На это он мне ответил: «Писатель, художник, вообще любой человек должен оставаться человеком, сохраняя и защищая свою творческую свободу и свое достоинство, что я и делал всю свою жизнь. В этом мне помогали мои розы – у меня большая оранжерея, где я выращивал розы, ухаживал за ними, беседовал с ними и они платили мне животворной аурой – розовым цветом, розовым ароматом, розовым «языком» и говором, лечили меня своей красотой, придавали мне много жизненных сил, творческих вдохновений.  Вот я до сих пор жив и здоров».

Вы знаете, вот эти откровения людей, которые занимаются литературой и искусством, творчеством художественным – это Вам не Газпром. Мы четко слышали по телевидению: «Газпром – наше национальное достояние!» Это просто чепуха. Газпром может быть собственностью народа, страны и государства, а вот национальным достоянием могут быть только плоды творчества, литературы и искусства. Вот это национальное достояние.  Или науки. Скажем, какой-то выдающийся университет, институт, школа, академия, а вовсе не Газпром.

Художник Виктор Лукьянов. Осень 2008 года

Художник Виктор Лукьянов. Осень 2008 года

Я посмотрел очень внимательно выставку картин «Парижские каникулы». Здесь действительно парижские каникулы! Ну, кто не был в Париже? Очень многие были, видели, фотографировались на фоне Секрекер, на площадях, улицах, бульварах, набережной Сены. И мы здесь видим произведения, посвященные этому.  Но живопись это не фотография. У фотографии свои прелести, достоинства и завоевания. Но фотография, по существу не есть воспоминание, не есть прошлое. Фотография – это констатация реального, того, что видит объектив.  При современном развитии техники, можно сфотографировать что угодно, причем с абсолютной точностью. Но в фотографии человек встречается с тем, что как личность, субъект он превращается с необходимостью в объект. То есть, по существу, личность уничтожается, исчезает, растворяется. И это непреодолимый изъян любой фотографии. Я уже не говорю о цветной фотографии. Это, вообще нонсенс. Даже для фотографии. Фотография – это встреча постоянная. Именно, раз личность, субъект превращается в объект, фотография есть носитель смерти.

Что касается живописи, то здесь все наоборот. Во-первых, фотография лишена высших способностей, высшей рефлексии, высшей философии, высшей мысли, что является в основном, достоянием живописи.  Живопись – это величайшая философская рефлексия. Независимо от того, пишет художник пейзаж или виды города, соборы или хижины. Почему? Потому, что художник не объективирует, а художник размышляет, он ставит мировые проблемы перед самим собой и через свое искусство – перед всеми людьми, которые будут с этими произведениями знакомиться и изучать их. И в этом смысле искусство это своеобразная высшая философия, живопись в особенности, и, может быть, еще музыка, всё остальное проигрывает  живописи и музыке. Потому, что живопись «подтягивает» всю историю, но вместе с тем, она, в известной мере, имманентно исторична. Потому, что, если бы она была только исторична, то она кончалась бы вместе с определенной эпохой, с определенным периодом, определенными годами. А она живет века и тысячелетия. Она и сам художник, конечно, живут в истории.

И мы видим, действительно, прогулки по Парижу. Это современность. Но чтобы написать и выразить вот эти  прогулки по Парижу, надо выйти за пределы этой истории, иначе ничего не напишешь, не постигнешь, ни прошлого, ни настоящего, ни, тем более, будущего. Потому что все эти работы: «Секрекер», «Нотр Дам де Пари», «Набережные Сены», «Утро на реке Уаз» (потрясающая вещь тоже), возьмите любое из этих произведений, Вы понимаете, когда это всё фотографируется, то всё сводится к тому, что исчезает основное, главное, всё превращается в ничто. Нет образа. А в живописи – это основное. И не только это. Мы видим проникновение в глубины самой истории даже, если на полотнах запечатлены какие-то проходящие вещи. Почему? Потому, что человек, включенный в историю, если он не противопоставит себя истории и не выйдет из истории, не будет «антиисторичным», то он ничего не сделает путного. Так же, как сами историки. Ни один  из выдающихся историков ничего путного не написал о своей современности. Это совершенно поразительно.

И мы приходим к такому выводу, что (вот я опять возвращаюсь к «Парижским каникулам») – это   посвящение. Здесь вот Вы видите «Утро…», «Вечер…», «Сумерки…», «Сена…», «Мосты», «Набережные». Можно посвятить это парижским каникулам, парижским вечерам, восходам и закатам. То есть палитра здесь интересная. Но в чем еще суть? А суть в том, что Франция и Париж, как центр, как столица - это конечно, интеллектуальный, культурный, я бы сказал даже, эстетический центр Европы. Причем Европы в самом широком смысле слова. И вот мы видим пейзажи и урбанизацию, так сказать, городские виды. Что такое пейзаж для любого художника? Чтобы написать какой-то пейзаж нужно некое внутреннее духовное единство, переход субъекта в объект. Это воплощение той рефлексии, причем страшной рефлексии, которая иногда доводит художника чуть не до сумасшествия.  И вот только тогда получаются настоящие открытия, настоящие произведения. Ибо природа, пейзаж – это идеальное тело для выработки внутренней духовной структуры человека.

Когда говорят о кризисах – экономических, политических, каких угодно, это все ерунда, это что-то поверхностное в конечном счете. Потому что главный кризис – это, прежде всего, кризис духа. И в этом смысле живопись, искусство, литература, культура первичны относительно любой политики, любой экономики. Это основа всего и вся. Вот это и есть национальное достояние. И не только национальное достояние, это достояние всемирное.  Это то достояние, которое человека делает человеком.

Вы можете фотографировать все, что угодно, но там будет прохождение миллионов туристов вокруг всех этих памятников. Они будут все фотографировать, но от этого не остается никакого следа. А вот если пройдет и посмотрит художник, даже мгновенно, мимолетно, он может создать такое произведение, которое останется на века и тысячелетия. Почему?  Потому, что объектив безрассуден, безрефлексивен и , вообще говоря,  безчувствен. А вот художник – это видение умом, сердцем.  И в этом смысле мы видим , что существует такое понятие, как «гений места», которое воплощает сущность идей художника с гармонией природы и космоса. Вот Вы, Виктор Евгеньевич, в Париже нашли не просто сам Париж и не просто его знаменитые площади, бульвары, памятники. Вы нашли «гений места». Но есть еще такое понятие, как «гений времени», позволяющий художнику воплощать его идеи на века и тысячелетия.  И «гений личности». И вот когда это всё сходится в одном, вот тогда мы имеем совершенно удивительное, настолько глубокое и утончённое искусство, что встреча с этим искусством всегда самый великий праздник – и для сердца, и для души, и просто для человека.  И в творчестве выдающегося русского живописца Виктора Лукьянова мы имеем и то и другое – в этом суть философичности его живописи и его философии художественной рефлексии.

Творчество Виктора Лукьянова великолепно. Ну какая здесь может быть композиция, если человек смотрит на собор или на церквушку, или вот на пейзаж. Он же не может все здесь переставить местами. Да это и не нужно. Композиция осуществляется внутри видения этого пейзажа. Потому, что человек – это часть природы. С древних времен всегда говорили о гармонии человека с природой. Природа дает человеку мысль, настраивает на философскую рефлексию и, самое главное, настраивает на добро и любовь

Художник – это творчество и талант, данный свыше – от Бога.  Художник без Добра, Любви и Красоты – не художник. Он ищет Истину, Правду, Справедливость, от него и от его творчества исходит Добро, Любовь, Красота, Милосердие. Таков художник Виктор Лукьянов и таково его творчество.

            Я поздравляю Вас с Вашими достижениями. Ваше творчество есть наше национальное достояние. Спасибо Вам за этот дар. Дай Бог Вам здоровья и новых творческих успехов!

            В заключение я от всей души желаю Вам, чтобы в конце жизни Вы бы не говорили, что «не написали самого главного, что надо было написать».

9 июня 2010 года.

Каталог выставки «Парижские каникулы» / Дипломатическая Академия МИД РФ / Москва, 2010
Создание сайта — Артсав